Успенский собор

Успенский собор Свято-Успенской Святогорской Лавры

Издревле главным храмом Успенской Святогорской обители была церковь Успения Пресвятыя Богородицы, первоначально располагавшаяся в пещерах меловой скалы. В 1698 г. началось строительство нового, уже наземного, каменного Успенского храма, освящение которого состоялось 20 мая 1708 г. После закрытия монастыря в 1787 г. Успенский собор был превращён в приходскую церковь.

Успенский собор, XVIII в.

С возобновлением в 1844 г. древнего Святогорского монастыря вопрос о необходимости строительства нового соборного храма инициировал архимандрит Арсений (Митрофанов) перед епархиальным руководством: «Не безызвестно Вашему Высокопреосвященству, — писал он 25 мая 1858 г. архиепископу Харьковскому Филарету (Гумилевскому), — какое стеснение для богомольцев бывает в святой обители во дни престольных праздников по неимению в оной ни одного обширного храма. Во избежание сего необходимою делается постройка обширнейшего и большого помещения при отправлении церковного богослужения. В полном уповании на покровительство Богоматери и предстательство угодника Божия святого Николая положили мы построить во вверенной нам обители поместительнейший собор и в нынешнее лето желаем положить ему начало. Для сего, во-первых, испрашиваем Ваших святительских молитв и благословения и, во-вторых, имеем честь представить на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства проект плана и фасада…».

Проект нового Успенского собора составил петербургский академик архитектуры Алексей Горностаев. Он состоял из трёх листов, на которых были нанесены план, фасад и разрез будущего собора, и был Высочайше утверждён 16 июня 1859 г.

Проект Успенского собора. Северный фасад. Архитектор А.М.Горностаев  
Проект Успенского собора. Разрез. Архитектор А.М.Горностаев  
Проект Успенского собора. План. Архитектор А.М.Горностаев  

Через два месяца, 16 августа 1859 г., место под строительство нового Успенского собора освятил Преосвященнейший епископ Макарий (Булгаков), сменивший на Харьковской кафедре архиепископа Филарета.

Успенский собор. Фото XIX в.

13 сентября 1859 г. архимандрит Арсений совершил закладку трёхпрестольного Успенского собора. Через месяц, 12 октября 1859 г., архимандрит Арсений скончался, и многотрудное дело созидания нового соборного храма перешло в руки его преемника — архимандрита Германа. Строительство храма велось 9 лет под надзором архитектора Фавра. Газета «Харьковские губернские ведомости» писала, что архитектор Егор Давыдович Фавар, руководимый одним чувством веры, благочестия к святым местам и христианского долга, трудился в Святых Горах с 1851 г., решая сложную задачу расположения новых зданий и придания им такого вида, чтобы они не противоречили самой природе, воздвигшей их, а служили как бы их продолжением и развитием. Подрядился возвести здание собора крестьянин Яков Ерёмин. «Бог послал отцу Герману, — писал А. Ф. Ковалевский, — опытного и добросовестного подрядчика каменных работ, крестьянина Владимирской губернии Якова Сергеевича Еремина, который сам лично распоряжался всеми работами. “Не людям, а Богу работаем!” — говаривал он своим рабочим и за всякое упущение строго с них взыскивал». После окончания строительных работ отец Герман исходатайствовал Якову Ерёмину от Святейшего Синода благодарственную грамоту за отличное и усердное отношение к церковному строительству.

Иконостас Успенского собора

В 1866 г. на пяти куполах храма вызолотили главы, внутри оштукатурили стены под мрамор и устроили дубовый пол. Резной деревянный иконостас был изготовлен в мастерской художника Степанова в Москве, а для художественных работ по росписи храма из Петербурга прибыл художник Андрей Розанов. Интерьер Успенского собора был расписан в характерном для XIX в. академическом стиле.

Все строительные и отделочные работы по устройству Успенского соборного храма были завершены в 1868 г. «Не считая личного труда рабочих из братии этого монастыря, не считая многих подаренных материалов, постройка Успенского соборного храма обошлась более нежели в 100 000 руб. серебром. Если же перевести на деньги все материалы и даровой братский труд, то ценность этого храма восходит до 600 000 руб. серебром», — писал Григорий Кулжинский.

4 сентября 1868 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский Макарий совершил освящение центрального придела Успенского собора. Правый придел во имя святых великомученицы Варвары и мученицы Татианы освятил 13 сентября того же года архимандрит Герман. Он же 8 августа 1869 г. освятил третий, левый, придел собора во имя трёх святителей — Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.

Описание нового храма в «Ведомости церквей Святогорской Успенской пустыни за 1870 год» свидетельствует, что первоначально снаружи были оштукатурены только пять глав собора и алтарные апсиды. В 1890-х гг. фасады Успенского собора были оштукатурены полностью с нанесением росписи над северным и западным порталами и в других предназначенных местах на фасадах храма.

Успенский собор. Лестница и фрагмент северного фасада. Фото 1914 г.

Во время работ по благоустройству территории Успенского собора были устроены ливнеотводы, установлены кованное ограждение, осветительные фонари. Между лестницами, ведущими к западному и северному порталам собора, был сооружён фонтан.

Фонтан у парадной лестницы Успенского собора. Фото к. XIX — нач. XX вв.

После закрытия Святогорской Успенской пустыни советской властью в 1922 г. Успенский собор был кощунственно перестроен под кинотеатр дома отдыха. Уже в декабре 1922 г. внутренний вид собора был полностью изменён: демонтирован иконостас, разобран алтарь, сооружена сцена, оборудован зал и подсобные помещения театра. 1 декабря 1922 г. журналист газеты «Всесоюзная кочегарка» Т. Руденко сообщал читателям: «Постройка театра закончена. Нет, нет, а зайдёт в собор какая-нибудь старушка, поплачет при виде разборки иконостаса, отсчитает множество поклонов и уходит…».

Успенский собор. Фото 1930-х гг.

Изменён был и внешний вид храма. Разобраны завершения пяти глав собора и трёх алтарных апсид (луковицы с крестами), над центральной апсидой появилась надстройка для размещения сценического оборудования. В начале 1930-х гг. руководство I Всеукраинского дома отдыха им. Артёма не удовлетворилось сделанными в 20-х годах перестройками и запланировало реконструкцию бывшего собора под кинотеатр. В 1933 г. архитектор Харьковского института проектирования городов Сергей Григорьев разработал проект реконструкции внутреннего пространства здания с устройством зрительного зала и фойе. Между колоннами, которые делили собор на три нефа, были возведены перегородки. Над зрительным залом было сооружено перекрытие центрального нефа на деревянных конструкциях (фермах). В центральной апсиде была оборудована сцена. Боковые апсиды были приспособлены под костюмерные, артистические уборные и санузлы.

Зрительный зал кинотеатра, устроенного в Успенском соборе. Фото 1970-х гг.

С началом Великой Отечественной войны Успенский собор, как и весь комплекс сооружений бывшего Успенского Святогорского монастыря, оказался в эпицентре военных действий. В течение 14 месяцев осени 1941 — лета 1943 гг. линия фронта проходила по реке Северский Донец. Успенский собор пострадал, как и другие здания, что потребовало его послевоенного восстановления. Согласно проектам харьковских институтов «Облпроект» и «Гипроград», разработанных в период 1949–1952 гг., состоялась третья по счёту реконструкция Успенского собора. Были проведены капитальные работы по монтажу железобетонных перекрытий в боковых нефах с устройством лестниц на 2-й этаж, а также балконов и лоджий. С западного фасада была пристроена киноаппаратная для размещения кинооборудования при демонстрации фильмов. В центральном нефе было восстановлено подвесное перекрытие зрительного зала. В центральной апсиде устроена сцена с оркестровой ямой, установлено подъёмное сценическое оборудование и экран для демонстрации кинофильмов. Зрительный зал на 300 мест расположен в центральном нефе с возведением кирпичных перегородок, отделяющих его от фойе.

Учитывая культурную ценность здания Успенского собора, который в 1979 г. правительством Украины был внесён в список памятников архитектуры XIX в. вместе с другими сооружениями Успенского Святогорского монастыря XVII–XIX вв., был начат ремонт фасадов здания, который осуществлял с начала 1980-х гг. Святогорский историко-архитектурный заповедник. В течение 1981–1985 гг. наружные реставрационные работы с воссозданием главок и установкой крестов, покрытых сусальным золотом, были завершены. Однако, в течение ещё 7 лет после реставрации Успенский собор внутри имел вид кинотеатра и продолжал использоваться как дом культуры санатория им. Артёма.

Установка крестов на главках Успенского собора. 1985 г. 
Успенский собор после реставрации фасадов в 1980-х гг. 

С возобновлением в 1992 г. Свято-Успенского Святогорского монастыря здание собора Успения Пресвятой Богородицы было возвращено обители. С назначением нового наместника архимандрита Арсения (Яковенко) в июне 1995 г. были начаты работы по воссозданию храмовой архитектуры Успенского собора. В кратчайшие сроки были выполнены работы по демонтажу конструкций кинотеатра с вывозкой большей части строительного мусора (всего было вывезено 2600 т).

Демонтаж кинобудки, пристроенной к Успенскому собору. 1995 г.
Интерьер Успенского собора. 1995 г.
Вид Успенского собора на момент демонтажа надстройки над центральным алтарём. 1996 г.

Быстрые темпы восстановительных работ позволили подготовить и провести 24 августа 1995 г. в Успенском соборе торжества канонизации иеросхимонаха Иоанна (Крюкова), затворника Святогорского — первого из святогорских подвижников, прославленного Церковью в лике святых.

Прославление прп. Иоанна Затворника в Успенском соборе. 24 августа 1995 г. 

В том же 1995 г. были начаты работы по воссозданию алтарной части собора и в целом интерьера храма. Фактически полностью была заменена старая штукатурка с реконструкцией лепных изделий и декора по колоннам и стенам. В нижней части стен по периметру здания были устроены мраморные панели. В оконных и дверных проёмах были установлены новые дубовые блоки, изготовленные по специальному проекту. После устройства отопления были произведены работы по выкладке орнаментированного мраморного пола с применением белого мрамора, серого гранита и лабрадора. Для освещения храма в 1998 г. были установлены 12 позолоченных паникадил. Центральное паникадило на 168 свечей имеет две с половиной тонны веса.

Успенский собор. Воссоздание интерьера. Фото 1999 г.

Одновременно с работами в интерьере были произведены ремонтные работы фасадов с заменой кровли, демонтажём надстройки центральной апсиды на восточном фасаде и устройством нового свода над ней. Над порталом северного фасада была восстановлена живописная композиция «Успение Пресвятой Богородицы». На восточном фасаде в 1999 г. были восстановлены завершения на трёх алтарных апсидах в виде изящных луковиц, покрытых медью. По периметру всех четырёх фасадов был выложен новый каменный цоколь из тёсаного светлого камня — известняка. Территория вокруг собора была благоустроена мощением с устройством каналов для отвода ливнёвых вод с последующей установкой чугунного литого ограждения и осветительных фонарей.

К моменту освящения Успенского собора в 2000 г. его облик снова приобрёл черты русско-византийской архитектуры, стиля, характерного для XIX в. Здание храма крестообразное в плане, разделённое четырьмя колоннами на три нефа. Кубовидной формы храм увенчан пятью восьмигранными главами с шатровым верхом. Каждая из пяти глав завершается изящными позолоченными маковками с крестами. Внушительны размеры храма: высота — 53 м, длина по линии восток-запад — 42 м.

Реставрация фасадов Успенского собора в 1999 г.

Освящение отреставрированного храма состоялось 8 сентября 2000 г. Чин освящения Успенского собора возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении сонма архиереев.

Освящение Успенского собора. 8 сентября 2000 г.

После освящения Успенского собора работы по дальнейшему оформлению интерьера с воссозданием иконостаса были продолжены. Проектные предложения пятиярусного иконостаса центрального придела размером 15 м (ширина) × 17,5 м (высота) разработал художник Сергей Олейник. После утверждения проекта архимандритом Арсением иконостас был изготовлен к концу 2002 г. мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры Курской области с участием лаврских резчиков.

Устройство центрального иконостаса Успенского собора. Декабрь 2002 г.

Иконы для иконостаса писались на золотом фоне по лучшим образцам русского и византийского искусства. Так, при создании икон для Царских врат, Деисуса и праздничного ряда за образцы были взяты иконы преподобного Андрея Рублёва из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Святые образы для местного ряда иконостаса — Спаситель и Матерь Божия — написаны по македонским образцам иконописи XIV в. (г. Охрид). Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы является копией Тверской иконы «Успение Богоматери» XV в. Для создания пророческого ряда иконостаса образцами послужили иконы из Кирилло-Белозерского монастыря. Распятие с предстоящими было создано с использованием традиций византийской мозаики XI в.

Центральный иконостас Успенского собора. Ноябрь 2003 г.

Благословение наместника обители на создание святых образов для соборного иконостаса получили выходцы (преподаватели и выпускники) иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры — художники иеромонах Серафим (Суслов), монахиня Иоанна (Шульгина), А.В.Зданович, Е.А.Белобородова. К примеру, образ Благовещение «Устюжское» (копия чудотворного образа XII в., находящегося в Государственной Третьяковской галерее) был написан Анной Зданович, икона трёх святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского — Еленой Белобородовой. Также Анной Зданович написаны иконы для боковых вратниц центрального иконостаса. Остальные иконы как для центрального, так и впоследствии для боковых приделов иконостаса написаны монахиней Иоанной и иеромонахом Серафимом.

Окончательный вид центральный иконостас получил 26 октября 2003 г., когда были установлены 13 икон деисусного чина, высота каждой 2,8 м. Впоследствии над царскими вратами была установлена икона Успения Пресвятой Богородицы в позолоченной ризе.

С каждым последующим историческим событием в жизни Лавры его главный храм становился всё краше и величественнее. Опыт, полученный братией Лавры во время создания центрального иконостаса, позволил вопросы разработки проекта боковых иконостасов и его воплощения решить силами самой Лавры. Епископом Арсением были начертаны проектные решения по воссозданию иконостасов для боковых приделов собора: левого — в честь трёх святителей Димитрия, Митрофана, Тихона, и правого — в честь великомученицы Варвары и мученицы Татианы. В течение трёх лет (2007–2009 гг.) были поэтапно выполнены все работы по устройству боковых резных иконостасов, при этом богослужения в Успенском соборе не прекращались.

На изготовление боковых иконостасов владыка Арсений благословил лаврских резчиков под началом иеродиакона Агафангела (Пантелеева), которые в марте 2007 г. установили каркас двух иконостасов, а в июле 2009 г. завершили работы по изготовлению и установке резьбы боковых иконостасов.

Образа для иконостасов правого и левого приделов были написаны монахиней Иоанной (Шульгиной) и иеромонахом Серафимом (Сусловым). Для написания царских врат в иконостасах боковых приделов использовались образцы иконописи православных храмов Сербии.

Иконы местного ряда и Деисус иконостаса правого придела написаны с использованием традиций византийской школы иконописи XIV в. Они были первыми установлены в иконостасе 29 июня 2007 г. Праздничный и пророческий ряд написаны по образцам икон Кирилло-Белозерского монастыря. 19 июля 2009 г. установкой икон праздничного ряда были завершены работы по созданию иконостаса правого придела.

Иконостас правого придела Успенского собора

Иконы левого святительского придела написаны по образцам русских писем XIV в. В этих традициях создан местный ряд иконостаса. Деисус имеет аналоги в Звенигородском чине XIV в. Указанные иконы заняли своё место в иконостасе левого придела в июне 2007 г. Иконы праздничного и пророческого рядов святительского придела написаны по образцам иконописи Кирилло-Белозерского монастыря. Создание иконостаса святительского придела было завершено установкой девяти икон праздничного ряда 23 января 2010 г.

Иконостас левого придела Успенского собора

Одновременно с устройством иконостаса производились работы по воссозданию монументальной росписи собора, а также золочение восстановленного лепного декора стен, арок, сводов и колон. Иконография росписей стен и колон Успенского собора была выстроена с учётом многовековой традиции фресковой росписи православных храмов и особенностей художественного оформления интерьера Успенского собора Успенской Святогорской пустыни в XIX в. Воссоздание росписи началось в октябре 2007 г. с алтарной части храма. По благословению наместника Лавры епископа Святогорского Арсения живописные работы в левом приделе алтаря в честь трёх святителей выполнялись киевским художником Виктором Мельничуком и продолжались в течение двух лет. На своде алтаря — образ Пресвятой Богородицы «Дивногорской» с коленопреклонёнными ангелами. На горнем месте алтарной части изображён Господь Иисус Христос, по обеим сторонам от Него — святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Все эти изображения выполнены в полный рост. Под ними в медальонах орнаментального пояса помещены образы трёх святителей — Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и Димитрия Ростовского. В этом же ряду по бокам алтарной стены изображены святые мученики архидиаконы Роман и Евпл. Над царскими вратами придела изображение Святой Троицы.

Роспись алтарной части левого придела в честь трёх святителей

Основополагающее значение для определения полноты иконографии святых образов в Успенском соборе имела канонизация подвижников благочестия, подвизавшихся в Святых Горах. В течение двухлетнего периода 2008–2009 гг. художником Виктором Мельничуком были написаны на полотнах в полный рост и вставлены в золочёные прямоугольные рамы стен боковых нефов собора образы святых отцов Святогорских, подвизавшихся на Северском Донце. На северной стене размещены иконы преподобных архимандритов Арсения, Германа и Софрония; Исаакия-прозорливца; Феофила, Христа ради юродивого; преподобноисповедников Трифона архимандрита, Михаила схиархимандрита, Иоанна игумена. На противоположной, южной, стене собора помещены ростовые иконы святых отцов Святогорских: святителя Илариона, епископа Крутицкого; преподобных архимандритов Иоиля, Фаддея и Рафаила; преподобных духовников Феодосия, Киприана и Иоанникия; преподобного Лонгина-скитоначальника. В медальонах над ними помещены парные поясные образы святых мучеников и мучениц.

Северная стена с росписями преподобных отцов Святогорских 
Южная стена с росписями преподобных отцов Святогорских 
Роспись западной стены центрального нефа Успенского собора 

На западной стене были написаны образы преподобных Иоанна Лествичника, Арсения и Пахомия Великих, Антония и Феодосия Великих, Иоанна Дамаскина, Петра Афонского, Онуфрия Великого. В круглых золочёных рамах помещены парные поясные изображения святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, равноапостольных царя Константина и матери его Елены, священномученика Григория, просветителя Армении, и равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, святых праведных Иулиании, княжны Ольшанской, и Анны, княгини Кашинской.

В июне — июле 2009 г. над росписями в Успенском соборе работала московская иконописная бригада под руководством Алексея Вронского. На золотом фоне в древнем византийском стиле на восточной стене центрального нефа, объединяя композицию иконостаса, было написано Благовещение Пресвятой Богородицы. Над этой композицией в круговых обрамлениях были помещены святые образы Спасителя, Ангелов, праведных Иоакима и Анны со словами Архангельского благовестия «Богородице Дево, радуйся…».

Работа над росписью восточной стены

Арочные своды между колоннами были расписаны изображением крестов на фоне богатого орнамента. В медальонах с золочёными обрамлениями помещены образы: святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких, Сергия и Германа Валаамских, Никона и Сергия Радонежских, Амфилохия и Иова Почаевских, Амвросия и Моисея Оптинских, Филарета Глинского и Серафима Саровского; святителей Ермогена, патриарха Московского, и Петра Могилы, митрополита Киевского, святителя Михаила, митрополита Киевского, и святителя Петра, митрополита Киевского, Московского чудотворца.

Роспись подпружных арок Успенского собора. 30 июля 2009 г.

К этому времени последовательно были выполнены работы по воссозданию иконописи на столбах. Весной 2010 г. художником Виктором Мельничуком совместно с художником по орнаментам Алексеем Гаврилюком были написаны на полотне и установлены в золочёных лепных рамах образы Божией Матери «Игумении», преподобного Иоанна Затворника в размерах 285×123 см. Первый находится над сенью с чудотворной иконой Божией Матери Святогорской, второй — над сенью с мощами святого Иоанна Затворника.

Образы Божией Матери «Игумении» и преподобного Иоанна Затворника на восточных колоннах собора. 24 сентября 2010 г.

Тогда же были написаны и установлены на южной грани левой восточной колонны образ святителя Гермогена, патриарха Цареградского, и на северной грани правой восточной колоны образ святителя Николая Чудотворца. На южной грани правой восточной колонны было обновлено сохранившееся с XIX в. изображение святой первомученицы Феклы.

Образ святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского
Образ святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского
Образ святителя Филарета, архиепископа Черниговского

В течение 2010–2012 гг. Виктором Мельничуком с помощниками были созданы на полотне святые образы для всех четырёх колонн Успенского собора. На восточных колоннах были установлены иконы святителей: Илариона, митрополита Киевского, Димитрия, митрополита Ростовского, Игнатия, митрополита Мариупольского. На гранях левого западного столба установлены образы святителей: Тихона, епископа Задонского, Антония, архиепископа Воронежского, Иннокентия, архиепископа Херсонского, Мелетия, архиепископа Харьковского. На правом западном столбе помещены иконы святителей Иоасафа, епископа Белгородского, Филарета, архиепископа Черниговского, Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского, Митрофана, епископа Воронежского.

Роспись алтарной части правого придела вмц. Варвары и мц. Татианы

Работы над росписью алтарной части правого придела в честь великомученицы Варвары и мученицы Татианы выполнялись артелью художника-иконописца Виктора Мельничука в течение 2012 г. В своде алтаря написана Киево-Печерская икона Божией Матери. На горнем месте — ростовая икона Христа Страждущего. Справа от неё образы апостола Иакова, брата Господнего, святителей Спиридона, епископа Тримифунтского, и Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Слева от образа Христа Страждущего икона святителя Григория Двоеслова, папы Римского. В медальонах иконы святых великомученицы Варвары, мученицы Татианы, на боковых стенах алтаря ростовые изображения святого первомученика архидиакона Стефана и архидиакона Лаврентия.

С завершением работ по созданию росписей в боковых приделах алтарной части и размещением иконописных изображений по стенам и колоннам Успенского собора интерьер храма приобрёл свой законченный вид.

Интерьер Успенского собора. 2012 г.

В 2019 г. после 20-летнего периода с момента освящения Успенского собора возникла необходимость его наружной реставрации. Отделка фасадной части и кровля нуждались в обновлении, а завершения его пяти глав после 35-летнего срока служения требовали нового золочения. Кроме того, конструкция креста центральной главы под воздействием одной из сильных бурь получила искривление, что вызывало опасения относительно дальнейшей устойчивости креста при штормовых ветрах.

Реставрация фасадов Успенского собора в 2019 г. 25 июля 2019 г.

20 июня 2019 г. начались подготовительные работы с устройством лесов вдоль фасадов храма, которые проводила бригада строителей из Ровенской области под руководством Ивана Малярчука.

По завершении подготовительного этапа в июле 2019 г. были начаты позолотные работы на центральной главе Успенского собора. По благословению владыки Арсения золочение сусальным золотом проводила бригада позолотчиков из г. Почаева: Олег Нек, Александр Возный, Юрий Валигура, Анатолий Валигура, Андрей Присяжнюк.

Освящение центрального креста митрополитом Арсением. 17 августа 2019 г.
Монтаж креста центральной главы. 20 августа 2019 г.

По проектным разработкам митрополита Арсения были изготовлены новые кресты (по образцу крестов 1866 г.), которые после золочения и освящения были установлены в августе — сентябре 2019 г. на пяти главах соборного храма.

Успенский собор после реставрации. 15 ноября 2019 г.

Перед снятием лесов были проведены окраска шатров и кровли собора и ремонтные отделочные работы по фасадам — ремонт штукатурки на стенах и их окраска. В октябре 2019 г. на входах северного, западного и южного фасадов были установлены новые вратницы с коваными жиковинами. Весь комплекс работ был проведён в рекордно короткие сроки — четыре месяца.

Чудотворная икона Божией Матери «Святогорская»
Мощи преподобного Иоанна Затворника

В Успенском соборе находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника, помещённые под шатровые резные деревянные сени, изготовленные мастерами-резчиками обители и устроенные у ближних к алтарю столбах собора. В 2002 г. Святогорская икона была украшена сребропозлащённой ризой с цатой и венцом в стиле XIV в. Риза изготовлена из драгоценных приношений, которые были подарены Богоматери как знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь.

Мощи преподобных отцов Святогорских в Успенском соборе

Перед солеёй в украшенных резьбой раках положены для поклонения мощи новопрославленных святых отцов Святогорских: преподобных Арсения, Феодосия, Киприана, Лонгина, Иоанникия, Исаакия, преподобноисповедников Трифона, Михаила, Иоанна. В малом ковчеге хранятся мощи преподобного Германа.

Глава святого мученика Евникиана Критского

В центральном алтаре собора в ковчегах находятся святыни: часть руки преподобного Александра Ошевенского; частица святых мощей святого мученика Никифора, в Антиохии Сирийской пострадавшего; мироточивая глава святого мученика Евникиана Критского, по сей день источающая целебное миро; часть шали-пледа, связанного руками царевен в подарок своему брату царевичу Алексию (пожертвована по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона).

В левом приделе положена на аналой икона святителей Митрофана и Тихона с частицами их святых мощей. Это дар обители схиархиепископа Алипия (Погребняка).

Икона вмц. Варвары и мц. Татианы

В правом приделе во имя великомученицы Варвары и мученицы Татианы находится икона сих святых мучениц с частицами мощей. Икона передана в дар обители Татьяной Борисовной Потёмкиной, которая вложила в неё свой фамильный крест. Святыня передана Святогорской Лавре схиархиепископом Алипием.

Образ свт. Николая, находившийся в досоветский период в часовне ж/д вокзала г. Харькова

В правом приделе собора находится старинный чтимый образ святителя Николая, находившийся в досоветское время в часовне святителя Николая на вокзале г. Харькова, а после её разорения в советский период на подворье женского Николо-Стрелечего монастыря. Этот образ святителя в серебряной ризе передан Святогорской обители сестрами Николо-Стрелечей обители.

Возле западных столбов храма установлены два больших мощевика с частицами мощей преподобных Киево-Печерских. Над ними в резных киотах под сенью находятся иконы Архангела Михаила и святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Обе иконы написаны мастером-иконописцем Еленой Антоновой, выпускницей иконописной школы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Первая икона является точной копией храмового образа Архангельского собора Московского Кремля «Архангел Михаил с деяниями» XIV–XV вв. Образ святого Иоанна Предтечи написан в том же стиле и тех же размеров.

Икона «Архангел Михаил с деяниями»
Икона св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна

На гранях западных столбов, друг напротив друга, установлены в резных киотах иконы «Святитель Иоанн Златоуст в житии» и «Святой великомученик Феодор Стратилат в житии». Это копии с икон XVI в. из Переславского Фёдоровского монастыря, находящихся ныне в собрании Переславль-Залесского историко-художественного музея-заповедника. Списки икон выполнены с подлинников преподавателем иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры Еленой Белобородовой.

Икона «Святитель Иоанн Златоуст в житии»
Икона «Святой великомученик Феодор Стратилат в житии»

У южной стены соборного храма в резном киоте находится список с иконы преподобного Андрея Рублёва «Пресвятая Троица», подлинник которой в течение последних 90 лет находился в Третьяковской галерее и в июне 2023 г. возвращён Русской Православной Церкви в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Копия написана монахиней Иоанной (Шульгиной) с выкрасок, выполненных непосредственно перед оригиналом.

Под иконой Пресвятой Троицы выставлены четыре мощевика. Эти мощевики содержат мощи многих великих угодников Божиих. Один из них, изготовленный в форме креста, принадлежал святогорскому преподобноисповеднику Иоанну (Стрельцову) и был передан в 2000 г. в Святогорский монастырь протоиереем Иоанном Сологубом.

Мощевики в правом приделе Успенского собора. Справа мощевик, принадлежавший прписп. Иоанну (Стрельцову)

С 2015 г. в Успенском соборе в день Торжества Православия выставляются все святыни, находящиеся в Святогорской Лавре, и все присутствующие имеют возможность приложится к выставленным ковчегам, мощевикам и иконам с частицами святых мощей.

Святыни, выставленные для поклонения в Успенском соборе. Фото 8 марта 2020 г.

В период активных военных действий на территории Святогорска весной и летом 2022 г. Успенский собор пострадал от авиаудара и артиллерийских обстрелов. Многочисленные осколочные повреждения были нанесены южному фасаду храма, были выбиты окна и двери, но богослужения в соборе не прекращались даже в дни самых интенсивных обстрелов Лавры.

Повреждения южного фасада Успенского собора вследствие обстрела Лавры. 5 июня 2022 г. 

Новые повреждения были нанесены Успенскому собору уже после прекращения активных военных действий и удаления линии боевого соприкосновения. 11 октября 2023 г. выстрелом из гранатомёта, произведённым с левого берега Донца, повреждена юго-западная глава собора в месте шатрового покрытия.

Пробитая снарядом юго-западная глава Успенского собора после обстрела Лавры. 11 октября 2023 г.

Усилиями братии обители проведены первоочередные ремонтные работы по восстановлению и заделке окон, ремонту дверей, уборке последствий обстрелов территории собора.

Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник Святогорской Лавры. Накануне совершается праздничное всенощное бдение с литиёй вокруг собора. В самый день праздника, 28 августа, в Успенском соборе служится водосвятный молебен с акафистом на распев Успению Богородицы, затем Божественная литургия, по окончании которой совершается крестный ход вокруг Успенского собора с чтением Евангелия и многолетиями.

Фотоальбом на  Святогорская Лавра фото на Flickr

Нет фотографий